Сабики... / Subwoofers

Модератор: DDmitry

Сабики... / Subwoofers

Сообщение DDmitry » Вт янв 15, 2013 12:36 pm

Сабвуферы делаю уже давно, есть опыт состоящий воосновном из поражений. Ну не получался у Меня еще нормальный саб с глубоким мясистым басом, так бухает иногда достаточно но всегда хочется больше. С годами замечаю что надоедает громко слушать музыку а причина тому низкое качество прослушиваемого контента и аппаратуры воспроизведения, да и не так часто получается уединится как раньше - квартира маленькая и дома постоянно кто-то есть. Опять Меня понесло :) , вернусь к сабу.
В общем в очередной раз слепил коробку - закрытый ящик для недавно преобретенной головки Boston G2 10 дюймов. Раньше данную головку пробовал только в модифицированном ящике от отечественной аккустики АС-50. Там она играла хорошо, мясисто но ящик этот чрезмерно тяжелый (примерно 40 Кг) и занимал добрую половину богажника Авансиера. Новый же ящик оказался на удивление компактным, рекоменднованный производителем объем закрытого ящика немногим больше четырнадцати литров, у Меня же получилось немногим больше пятнадцати. Думаю если литр будет лишним можно будет закинуть в саб кусок доски для компенсации лишнего литража. Ящик делал из ДСП а точнее бывшего платенного шкафа и вот уж не ожидал такого подвоха - при распиле обнаружилось что полки изготовленны не из цельного листа склеены из полос ДСП. Т.к. размер ящика не большой то решил не тратить время и оставить стенки саба из такого клееного ДСП, усилка мощного для этого саба у Меня нет и думаю ломать ослабленное ДСП будет нечем :lol: .
Вложения
DSCN4749.JPG
Данная сабвуферная головка позволяет менять сопротивление котушки, Я поставил на 8 Ом для получения мелодичного баса.
DSCN4749.JPG (92.4 КБ) Просмотров: 84982
DSCN4748.JPG
Во внутрь ящика, для снижения резонансов, положил матрасы от старой колонки АС-50
DSCN4748.JPG (70.68 КБ) Просмотров: 84982
DSCN4747.JPG
Готовый сабвуфер
DSCN4747.JPG (157.19 КБ) Просмотров: 84982
DDmitry
Site Admin
 
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:27 am

Re: Сабики...

Сообщение DDmitry » Вс янв 20, 2013 12:20 pm

Произведены "полевые испытания" Саба. В принципе играет неплохо, нет такого глубокого баса как от фазоинвертоного оформления корпуса, но зато бас ровненький и ненадоедлевый. К тому же корпус не занимает много места в багажнике и позволяет с легкостью растокать приличный объем груза. Вверх направленный дифузор надеюсь позволит обойтись без защитного гриля, хотя для спокойствия души в планах подобрать его от чего-нибудь или купить.
DDmitry
Site Admin
 
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:27 am

Re: Сабики...

Сообщение DDmitry » Вт апр 23, 2013 1:12 pm

При покупке клеймной колодки для саба выбора в магазине особо не было и потому было преобретено то что было, а именно клеймная колодка с болтами под гайку и причем гайка пластмассовая. Как и ожидалось данная конструкция долго не прожила и одна из гаек сорвалась с резьбы. В куче проводов что хранятся у Меня в гараже была найдена планка с клеймами от какого-то советского прибора. Данные клеймы пружинного типа, и под провод в два с половиной квадрата, но сделаны качественно и содержат некое количество меди и бронзы в отличии от того что продается на прилавках наших магазинов. В общем данные колодки были установленны в держатель клейм сабвуфера а подающий провод был подогнан по толщине новых клейм и хорошо пролужен оловом чтоб придать необходимую круглую форму. Как данная операция повлияла на качество звука пока не ясно, но надежность контакта явно улучшилась, да и практичность тоже выиграла так как пружинные клеймы позволяют выдергнуть провод не отворачивая болтов что может быть полезно к примеру в случаи если не закрепленный сабвуфер начнет кататься по багажнику.
Вложения
DSCN4954.JPG
DSCN4954.JPG (81.06 КБ) Просмотров: 84904
DDmitry
Site Admin
 
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:27 am

Саб в машину на основе 25-ГДН

Сообщение DDmitry » Вс мар 27, 2016 2:07 am

Собран новый сабвуфер.
При его постройке были поставлены основные задачи. Компактность — должен занимать как можно меньше места. Вес — при необходимости перевозки габаритных или грязных грузов, саб приходится каждый раз оставлять в гараже, а это значит что надо ручками выдергивать его с багажника и тащить в гараж, а он зараза тяжелый :) . Плюс лишний вес для автомобиля обходится большим расходом топлива и ухудшением управляемости. Дешевизна — постоянный напряг с деньгами не позволяет тратить деньги на игрушки для себя любимого. Достаточная мощность — с годами, уставшему от суеты мужчине :-), супер мощный бас уже не требуется, а нужен ровный во всем диапазоне звук, чтобы система играла приятно как можно больше жанров музыки.
В качестве головок, давно присмотрел динамики от старых русских колонок Вега АС-15. При всей компактности низкочастотного динамика, он отлично выполняет свою роль особенно в родном корпусе фазоинверторноготипа. Имея пару таких колонок в запасе, Я их использовал в течении сезона в качестве сабвуфера и они отлично выполняли свою роль, добавляя звуку глубокие, но слабые низы. Если использовать одну колонку в качестве сабвуфера, то баса получается совсем не много, зато колонку можно пристроить в любое удобное место багажника. Две колонки звучат уже гораздо интересней. Баса уже с натяжкой хватает для прослушивания большинства стилей музыки, но места эти ящики занимают довольно много.
На основе этих опытов, было решено сделать корпус под такие головки. В своих запасах, я нашел две головки, как оказалось 25-ГДН, а значит звук должен получиться достаточным. Корпус изготовил из ДСП, а точнее полок от старого шкафа опять же восьмидесятых годов. Размер корпуса подогнал под размеры ниши багажника, в которую планировалось установить сабвуфер. Внутренний объем точно не вычислял, просто прикинул внутренний размер корпуса колонки АС-15 и увеличил его на два. Почему на два, потому-что задача сделать саб на две головки играющих на один объем. Сборку корпуса выполнил саморезами, предварительно засверливая под них отверстия, это снизит распушение опилок при закручивании шурупа. Т.к. на момент сборки под рукой не оказалось жидких гвоздей, уплотнение между панелями выполнил сплэном и как оказалось не зря. Корпус получился разборным, что позволяет получить доступ к пассивному фильтру. Зачем пассивный фильтр в автомобильном сабвуфере? Спросят знающие люди. Дело в том, что в моем усилителе есть только фиксированный срез частоты для сабвуфера на 80Hz, а фронт в машине, так низко не играет и при прослушивании возникает очень ощутимая яма в звуковом диапазоне. Соответственно срез частоты усилителя Я отключил, и регулирую его пассивным фильтром. Элементы для пассивного фильтра, Я так же достал из своих запасов, одна катушка и дав конденсатора от низкочастотного фильтра колонки Радиотехника. В качестве фазоинвертора, использовал канализационные трубы. Размер, опять же прикинул соответственно размеру фазоинвертора колонки АС-15. Единственное, это с размерами имеющихся труб, Я не вписался в площадь, т. к. фан труба :-) была не достаточного сечения. Для компенсации сечения, Я установил три трубы, а т. к. трубы не помещались в корпус по длине, оставил их торчащими из корпуса саба :-).
Заключительным этапом сборки, стала установка защитных крышек динамиков. Это условие обязательное, т. к. в багажник часто закидываются пакеты и инструменты не дружелюбного характера. К сожалению сеток от этих головок у меня не сохранилось и прошлось использовать сетки от современной автомобильной акустики. Пощупав пару наборов от разных производителей, нашел более приемлемый от акустики Boston. Эти сетки при простукивании не издавали звенящего призвука, а значит для наших целей подойдут.
Тестовое прослушивание выявило излишек фазоинверторов, один из них был сразу закрыт поролоном. Саб играет довольно высоко, думаю 150 Герц, а может и выше. Но не смотря на это, четкой локализации баса с сзади не наблюдается. Зато звук стал более ровным и явной задержки баса не наблюдается. Не плохо воспроизводится смычковые и бас гитара. А вот глубокий бас многих современных композиций теряется. Нет того резонанса который дают головки большего размера.

DSCN7739 (640x420).jpg
Старые запасы катушек и конденсаторов в очередной раз пригодились...
DSCN7739 (640x420).jpg (147.37 КБ) Просмотров: 81881


DSCN7741 (640x352).jpg
Ура, маркировка на головке 25-ГДН
DSCN7741 (640x352).jpg (136.29 КБ) Просмотров: 81881


IMG_1418 (640x428).jpg
К сожаленью головки разные, но не принципиально...
IMG_1418 (640x428).jpg (146.16 КБ) Просмотров: 81881


IMG_1416 (640x418).jpg
Особенность данных головок, большой магнит
IMG_1416 (640x418).jpg (167.64 КБ) Просмотров: 81881


IMG_1414 (621x640).jpg
Процесс изготовления корпуса
IMG_1414 (621x640).jpg (190.02 КБ) Просмотров: 81881


DSCN7745 (640x480).jpg
Уплотнение между панелями выполнено сплэном
DSCN7745 (640x480).jpg (142.17 КБ) Просмотров: 81881


DSCN7746 (640x397).jpg
Расположение пассивного фильтра внутри корпуса.
DSCN7746 (640x397).jpg (143.87 КБ) Просмотров: 81881


IMG_1471 (640x427).jpg
Конечный результат, сабвуфер занял место сразу за спинкой заднего кресла.
IMG_1471 (640x427).jpg (121.38 КБ) Просмотров: 81881
DDmitry
Site Admin
 
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:27 am

Псевдо саб на 10ГДН-1

Сообщение DDmitry » Пн фев 27, 2017 9:16 am

Бороздя просторы интернета наткнулся на интересное объявление о продаже динамиков 10ГДН-1. Головки эти очень схожи по внешнему виду с 25ГДН, различие только в размере магнита. Цена более чем доступная 300 рублей за пару плюс доставка. Изначально хотел отложить эти динамики под будущие поделки, но получив их и пощупав руками не смог удержаться и поставить в саб взамен 25ых головок — так ради эксперимента. Для начала изъял из саба двадцать пятые головки и сравнил их с десятыми. У первых подвес явно более жесткий а магнит имеет большие размеры, остальное вроде идентично. После замены произвел тестовое прослушивание. Ого :-) они совсем по другому играют. У 10ГДН-1 гораздо более интересная середина. Какая середина на сабе спросят продвинутые — нижняя середина и все что ниже. В моем случаи срез частоты организован пассивным фильтром. Такая высокая частота саба позволяет компенсировать огромную дыру в частотном диапазоне который не вытягивают фронтальные динамики. Двадцать пятые играли ниже, но середина у них была противненькая, зато десятки дополняют середину очень даже хорошо. И не смотря на расположение источника средних частот в багажнике, явной локализации именно сзади нет. В результате потеряв немного в нижнем регистре, система приобрела ощутимую поддержку среднего. В таком виде отлично звучит попса и остается немного под современные ритмы, а самое приятное что можно ездить с довольно громкой музыкой целый день и это совсем не угнетает.

DSCN8145-001.JPG
Слева 10ГДН, справа 25ГДН
DSCN8145-001.JPG (237.63 КБ) Просмотров: 80357


DSCN8146-001.JPG
DSCN8146-001.JPG (223.95 КБ) Просмотров: 80357


DSCN8148-001.JPG
Судя по маркировки, данамики 1988 года выпуска
DSCN8148-001.JPG (258.74 КБ) Просмотров: 80357


DSCN8150-001.JPG
DSCN8150-001.JPG (245.96 КБ) Просмотров: 80357
DDmitry
Site Admin
 
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:27 am

Фронтальный бас...

Сообщение DDmitry » Сб дек 07, 2019 10:39 pm

Еще с первых сабвуферов было замечено что если саб стоит в багажнике, бас идет с задержкой, и вопреки уверениям статей в интернете - определяется его происхождение сзади, даже на частотах ниже 50 Гц. Еще минус саба в багажнике - большой корпус который: занимает место в багажнике, весит много килограмм создавая приличный паразитный маятник при активном прохождении поворотов. И сам факт нахождения сама на другом конце автомобиля создает эффект фазоинвертора, когда бас начинает генерироваться и существенно искажаться продолговатостью салона автомобиля. В результате не получается настроить приятной тональности бас и частенько хочется отключить саб или убрать низкие частоты во время длинных поездок. Короче как бухающий ящик саб в багажнике молодого человека это плюс, остальное только минус. Но звук без саба в машине звучит отрезанным и не интересным. Поэтому нужен саб фронтальный.
К сожаленью или к счастью, готовых сабов необходимых форм в продаже найдено не было. И тут Я вспомнил про любимые головки 25 ГДН и пачку полок от советской мебели восьмидесятых годов - отличные компоненты для самодельного саба, и размеры получатся необходимые :) . Забегая вперед, сразу скажу что фронтальный саб в Honda Avancier возможен без вырезания бардачка благодаря центральному проходу между передними креслами, куда и планировалось изготовить ящик. А дальше классическая схема, замеряем, размечаем пилим, подгоняем, собираем. Для стенок брал полки имеющие на лицевой стороне шпон, а т.к. саб будет стоять на видном месте, не малое внимание уделял качеству обработки видимых краев. В качестве фазоинвертора использовал бумажный ролик на который ранее была намотана бумага. Внутренний диаметры что-то около 45 ММ . Вообще, с расчетами у меня не задалось. Во первых не было времени детально изучить нюансы. Во вторых по опыту знаю, что реальные расчеты часто мало чего значат когда речь идет звуке сабвуфера в автомобиле, уж слишком много нюансов влияют на конечный результат. В третьих, не нашел в своем арсенале рабочей программы для расчета, свободные программы в интернете выдавали ошибку когда узнавали размер диффузора низкочастотной головки в 10 сантиметов :( . Поэтому размер корпуса был сделан максимально доступный и удобный для дальнейшей эксплуатации. Чистый внутренний объем получился 9 литров. Для данной головки это много, поэтому звука из закрытого ящика таких размеров не получилось. Добавил фазоинвертор максимально доступной для корпуса длины. Бас появился, низкий такой, судя по экспериментам с экавалайзером, эффективный от 40 до 55 Герц. Т.к. в моей системе саб всегда настраивается максимально высоко для компенсации отсутствия низкой тональности фронта, срез прочих частот осуществлен пассивным фильтром собранным из катушки с сердечником и пары конденсаторов.
Особых результатов от данного ящика Я не ожидал. Тестовое прослушивание в гараже показало низкую эффективность конструкции, и Я мысленно приготовился вставлять второй динамик вместо фазоинвертора. Но поместив саб в машину все встало на свои места. Для такого корпуса баса "выше крыши". Локализация баса ощущается как фронтальная, но нет такой звуковой картины что музыканты расположены впереди. Здесь, ты как будто на сцене, непосредственно в процессе действия. Я боялся что одной головки будет сильно не хватать для создания достаточного давления, но из-за близкого расположения, бас локализуется спереди и звуковое давление сопоставимо с предыдущей версией саба выполненного на двух таких головках, но расположенного в багажнике. С данным сабом наконец зазвучал мой любимый тестовый диск Depeche Mode альбом Songs of faith and devotion. Не в одной другой версии автомобильной аудио системы, данный диск так не звучал в плане и низов. Есть еще большие огрехи с воспроизведением скрипок, прозрачностью звучания, гулом дверей, но это в будущем и тема не сабвуферная.
Вложения
_MG_0685.JPG
Процесс превращения мебельных полок в более мелкие дощечки :)
_MG_0685.JPG (157.76 КБ) Просмотров: 77258
_MG_0688.JPG
Старый сабвуфер послужил донором. Он пожертвовал динамиком, пассивным фильтром и шурупами.
_MG_0688.JPG (154.36 КБ) Просмотров: 77258
_MG_0964.JPG
Фазоинвентор из бумажной трубы
_MG_0964.JPG (173.43 КБ) Просмотров: 77258
_MG_0965.JPG
Т.к. данный ящик будет стоять на видном месте, произведена покраска нитролаком на три слоя. Качество покрытия на троечку.
_MG_0965.JPG (174.11 КБ) Просмотров: 77258
_MG_0967.JPG
В качестве звукопоглащающего материала использованы обрезки войлочного одеяла и подкладочная ткань из старых штанов :-), аля синтепон
_MG_0967.JPG (174.4 КБ) Просмотров: 77258
_MG_0968.JPG
Готовая конструкция в процессе тестового прослушивания
_MG_0968.JPG (157.32 КБ) Просмотров: 77258
_MG_0970.JPG
Снаружи люди увидят саб в виде деревянного столика
_MG_0970.JPG (156.83 КБ) Просмотров: 77258
_MG_0971.JPG
Сзади деревянный ящик выглядит так :-)
_MG_0971.JPG (148.96 КБ) Просмотров: 77258
DDmitry
Site Admin
 
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:27 am

Слишком низко тоже плохо...

Сообщение DDmitry » Вс фев 23, 2020 10:03 am

Месяц эксплуатации показа что слишком низкий бас тоже плохо. 25 ГДН имеет маленький диаметр диффузора, соответственно играть низко она будет, но не эффективно. Большой размер корпуса не создает достаточного подпора звуковой волне, поэтому нет интересного баса на в районе 70 Герц. Решил уменьшить объем корпуса заполнив его чем нибудь твердым. Сначала хотел выпилить кусок доски, но подержав ее в руках, понял что как-то тяжеловато будет, ведь я борюсь за снижение веса автомобиля. В результате в дело пошел плотный картон. Звук изменился, но на этот раз толи я переборщил с объемом картона, толи это особенность звучания картона, в общем теперь звук саба стал более гулким. В следующий раз планирую всё же заменить картон на кусок дерева и уменьшить его объем.
Вложения
_MG_2302.JPG
_MG_2302.JPG (177.63 КБ) Просмотров: 77095
_MG_2304.JPG
_MG_2304.JPG (172.56 КБ) Просмотров: 77095
DDmitry
Site Admin
 
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:27 am

Переборка маленького саба...

Сообщение DDmitry » Вс фев 19, 2023 11:30 am

Переборка маленького саба...
Идея с сабвуфером между передних кресел оказалась очень живучей и актуальной. Бас в данной локализации не такой глубокий как от большого сабвуфера в багажнике, но есть плюсы.
1. Сабвуфер маленький
2. Сабвуфер легкий
3. Не мешает при перевозке вещей, нет необходимости оставлять сабвуфер в гараже
4. Локализация баса спереди, что улучшает звуковую сцену и делает звук сабвуфера единым целым со звуковой сценой без применения задержек которых на моей магнитоле в машине.
5. Сабвуфер находится ниже и его вес ближе к центру масс автомобиля, что положительным образом сказывается на развесовке автомобиля и его поведении при агрессивной рулежке.

Данный сабик изначально изготавливался как эксперимент, временный вариант, а то что временное, то постоянное. В принципе его брутальный угловатый дизайн мне особо не мешает. Делал я его из старых шкафов изготовленных из ДСП облицованных натуральным шпоном. На сегодняшний день натуральный шпон в бытовой мебели очень редкая и шикарная вещь. Так что в моей машине есть детали из "натурального дерева" :D .
За пару лет, наспех нанесенный лак посох и начал сходить, необходимо было обновить лак. Для этой цели сабвуфер был снят и частично разобран. Пока подсыхали слои лака, я ходил мимо саба и дума что в нем можно улучшить? Остановился на необходимости заменить клеймную колодку. Здесь была установлена готовая колодка из магазина радиодеталей, контакты из жести, пластик тонкий и ломкий. Покупать аналог такой же колодки я не стал, будет плюс минус тоже самое. Покопался в своих запасах, и нашел клеймники от старой советской аппаратуры. Токоведущая часть здесь тоже не из меди, больше похоже на железо или его сплав с чем-то типо серебра, но не факт. Во время пайки кстати этот сплав не сопротивлялся и залудился почти сразу, что вызвало моё удивление. Мудрить с углублением клейм не пришлось, т.к. место установки сабвуфера позволяло размести клеймы без контакта их близлежащими панелями салона. Помимо клейм заменил провода до динамика на провода от кабеля ВВГ 3х2.5 . По опыту, медная моно жила звучит гораздо полнее чем толстые многожильные провода. Минус моно жилы только один, жила жесткая, сложно монтировать, нельзя применять в местах где будет часто перегибаться кабель.
Спустя пять слоев лака, и почти месяц ожидания пока они высохнут, сохло все это в гараже при минусовых температурах, саб вернулся в машину. Первые пол часа фонового прослушивания не чего нового не выявили, а вот к вечеру саб прогрелся, подвес головки размяк и настало время включить погромче. Баса больше не стало, но его амплитуда явно стала более глубокая. Салонное зеркало стало сильнее трястись в такт ударным, а звуки стали более глубокими, как будто была произведена работа с настройкой фазоинвертора на более низкую частоту. А всего навсего поменял два провода длиной 15 см и клеймную колодку.
Вложения
IMG_6446.JPG
IMG_6446.JPG (192.23 КБ) Просмотров: 65813
IMG_6447.JPG
IMG_6447.JPG (174.92 КБ) Просмотров: 65813
IMG_6696.JPG
IMG_6696.JPG (135.75 КБ) Просмотров: 65813
IMG_6699.JPG
IMG_6699.JPG (168.71 КБ) Просмотров: 65813
IMG_6701.JPG
Пассажирское кресло максимально отодвинуто назад. По факту оно не когда в таком положении не находится и клеймную колодку не видно...
IMG_6701.JPG (146.54 КБ) Просмотров: 65813
DDmitry
Site Admin
 
Сообщения: 621
Зарегистрирован: Вс ноя 18, 2012 11:27 am


Вернуться в Автозвук / Car audio

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron