DDmitry.ru

WEB garage


 

Монтаж аудио системы в автомобиль Toyota Prado

 
 

 

Автомобиль Toyota Prado изначально выпускался как «уазик» для жителей деревень и геологов. Но ведь Россия и есть большая деревня и потому спрос на автомобили повышенной проходимости у Нас довольно велик. Но деревня деревней а дороги в городе как никак присутствуют и есть некая чистота—относительно. Так вот к чему Я. Современный человек не купит уазик с его железными панелями разработанными 40 лет назад и прочим металлоломом, человек возьмет более продвинутый в техническом направлении автомобиль для выполнения тех же задач—ездить по плохим дорогам на работу… Этот автомобиль уже обзавелся более привлекательным видом и эстетичностью, он более комфортен, а значит и желателен…

Извините отвлекся… Теперь про музыку…

 Данная инсталляция была первой коммерческой инсталляцией аудиосистемы для Меня и моего Друга. До того Мы лишь экспериментировали со своими автомобилями и наши эксперименты были ограниченны семейными финансами.

После снятия обшивок дверей можно увидеть аккустическое оформление динамика- "полиэтиленовый мешок" :-)

Штатная аудиосистема автомобиля состояла из мултимедийного головного устройства Fujitsu-Tenvox устанавливаемого в качестве дополнительного оборудования фирмой производителем. Головное устройство имело 6 дюймовый цветной дисплей с сенсорным управлением, встроенный усилитель мощности наверно ват на 15 судя по качеству воспроизведения, возможность чтения компакт дисков и по моему, видео дисков разумеется в формате NTSC. Отдельной щелью в той же лицевой панели, был реализован привод DVD дисков для навигационной системы и привод мини дисков. Конечно навигационная система была бесполезна на Сахалине в связи отсутствия карт, да и заблудиться то на острове почти не возможно. Так же аппарат имел встроенный TV тюнер и кард ридер используемый для оплаты пластиковой карточкой за проезд по платным дорогам Японии. К аппарату была подключена NTSC видео камера находящаяся на спойлере задней двери «прадика». Головное устройство не содержало ни каких дополнительный вспомогательных блоков, ну к примеру усилитель был вживлен в общий корпус головного устройства и полное отсутствие обратной связи с бортовой системой автомобиля– печкой или чем то еще. Аппарат полностью заточен для использования на внутреннем рынке Японии. Все меню только на японском языке, а о навигации и вообще говорить не приходится.

Акустическая система представляла четыре широко полосных 17 сантиметровых динамика установленных в нижних углах передних и задних дверей. Для приподнятия акустической сцены в углах Торпедо около лобового стекла, установлены высокочастотники. Звуковая картина была ужасна. Басов ниже 100 Герц почти не было, а тот бас который система пыталась воспроизводить был рыхлый и лишенный всякой жизни. Про тональность какого либо регистра говорить не буду… Звуковая сцена с места водителя жестко ограничена правой стойкой лобового стекла а с лева высокочастотная составляющая почти не слышна. При том весь звук явно находится на уровне рулевой баранки а не капота...

Автомобиль Toyota Prado принадлежит одному моему хорошему знакомому. Человек к качеству музыки особо не требовательный, но от прогресса мултимедийного мира не отстает. Задачей будущей аудиосистемы было сохранить эстетический вид заводского салона, обеспечить приемлемое звучание без применения сабвуфера. На сабвуфер клиента уговорить так и не удалось, что мотивировалось желанием оставить как можно больше места в багажнике и не желанием рисковать интерьером салона. Аудиосистема должна воспроизводить как можно больше форматов аудио и видео информации, на тот же дисплей головного устройства должно выводиться изображение с видеокамеры заднего хода. Так как видео камера была установлена в Японии, то естественно новое головное устройство должно понимать сигнал в системе как NTSC, так и Pal. Моим предположением было обязательное присутствие TV тюнера в системе, т.к. обычно техника на месте не стоит и постоянно появляются новые форматы видео и аудио сжатия, да и к тому же надежность CD транспорта оставляет желать лучшего, а телевидение и радио, пусть даже аналоговое, будет еще долго работать в исконном стандарте.

  Принципиальная схема новой аудио системы

Так как это была первая коммерческая установка для Нас с Другом, то рисковать с дорогими компонентами мы не стали и оборудование для инсталляции выбиралось из бюджетной категории. В течении недели просматривали сайты по продаже автомобильного аудио оборудования. В итоге был выбран список из наиболее интересного оборудования в данной ценовой категории. Список содержал несколько вариантов усилителей динамиков и головных устройств. Оборудование закупалось владельцем автомобиля в Москве вроде бы на Митенском рынке. Из всего списка предложенного оборудования, в наличии на момент обхода магазинов оказалось не самое лучшее. Головное устройство в данной ценовой категории было в наличии только однодиновое, а дырка в панели автомобиля под 2Din. Динамики сразу брали два одинаковых комплекта в передние и задние двери. Визомат и Вибропласт тоже тащили из Москвы, так как на Сахалин такое добро никто на тот момент времени не возил и аналогов данного материала в строительных магазинах найдено не было. Все дополнительные провода закупались уже на Сахалине в магазине Орбита. Отдельное спасибо начальству данного магазина за организацию специализированного отдела по автозвуку. После сбора всего оборудования для монтажа, мы с другом набросились тестировать его. Особенно приятно было просматривать DVD на маленьком мобильном мониторе. На тот момент в городе, на прилавках магазинов не чего подобного не было.

Через недельку после тестирования компонентов, надо было уже начинать монтаж. Для того мы заранее закупили перчатки, трояр, не достающие провода, изоленту и еще много всяких мелочей.

И вот настали выходные. Загнали машину в гараж, включили электрообогреватель. Инсталляция происходила в начале весны, потому в гараже было холодно и сыро, гараж то бетонный. Сначала принялись за разборку салона. Сняли передние кресла, обшивки передних и задних дверей, основные детали Торпедо и центральной консоли рычагов переключения передач.

Хорошие стандартные обшивки, они тяжелые и качественные -остаются без изменений

 Во время разборки наши под передним водительским сиденьем инвертор на 110 Вольт. В последнее время довольно часто встречаешь инверторы в японских машинах. Так же обнаружили следы пребывания проводов охранной сигнализации и системы подогрева двигателя и салона WeBasto. Данные провода частично болтались под панелью создавая дополнительные призвуки пластиков при езде. Сняли штатное головное устройство и динамики с дверей. Посмеялись с другом над скрутками проводов охранной сигнализации.

Монтаж начинаестя с разборки деталей интерьера салона

А далее начали работу… Денис принялся за проклейку дверей, а я за монтаж электрики. Все внутренние поверхности дверей проклеивали вибропластом (это который мягкий), а наружные дырки заклевали визаматом (это который жесткий и плохо гнется). Перед наклейкой материала, все металлические поверхности предназначенные под оклейку, протирались трояром (технический спирт). Перед наклейкой вибропласта на поверхность двери, сначала вырезался трафарет из бумаги, а потом по очертаниям трафарета кусок вибропласта. Промышленного фена у нас не было, потому материал приходилось греть «ветерком» (обогреватель с вентилятором), процедура оклейки с таким инструментом превращалась в пытку. После прогрева с приличным усилием на материал, вибропласт прокатывался пластмассовым валиком. В дверях данного автомобиля тяги от дверных ручек идут в виде проволок а не тросиков, потому во избежание заедания тяг после проклейки визоматом отверстий, на тягу одевалась гофра в месте прокатки листа визомата. После вибродемпфирования двери, метал с наружи двери при простукивании, стал издавать звук подобный простукиванию листа ДСП, такой же глухой и гулкий, т.е. поверхность двери стала более жесткой и тяжелой -самое то для акустического оформления мидбасов.

Тяги дверных ручек изолируем в гофру

 После проклейки дверей, Денис принялся за изготовление подиумов под динамики. Подиумы вырезали из фанеры 12мм. Для достижения необходимого выступа под динамик, вырезалось два кольца и клеилось все на жидкие гвозди.

Проклеенная виброизоляцией дверь

 После сборки дверей и первом тестовом прослушивании сразу бросилось на слух гудение в области среднего и высокого баса. Причиной гудения было отсутствие уплотнения между обшивкой двери и рамой динамика. Тут же сделали уплотнение из материала напоминающего поролон, только более жесткий на сдавливание. Данный материал был куплен в строительном магазине, он используется для оклейки металлоконструкций являющихся основой для межкомнатных перегородок. После наклейки данного уплотнения все встало на свои места, более приемлемо для прослушивания… По ходу проклейки дверей, велась работа по прокладке кабелей для подключения акустики. На переходе кабеля из салона в дверь, кабель прятался в штатную гофру с проводами автоматики двери. Так как гофра рассчитана только на провода автоматики двери, то возникла проблема в прохождении акустического кабеля в ней, пришлось повозиться с пропихиванием толстого акустического кабеля—туго шел зараза.

Фанерные подиумы под динамики

Параллельно проклейке дверей велась работа по монтажу демонтажу штатного головного устройства и монтажу нового. Во время снятия штатного голоного устройства выяснилось, что оно было установлено как дополнительное оборудование, но не на заводе изготовителе а в лучшем случаи в сервисном центре. Телевизионная антенна располагалась не на задних стеклах, а в верхней части лобового стекла, антенна GPS приемника находилась на панели а не внутри ее, головное устройство не имело внешних модулей обработки изображения и усилителя звука. Все дополнительные провода, проброшенные при монтаже антенн и дополнительных устройств, весели под панелью не закрепленные к штатной проводке. Все это говорит о том, что в Японии тоже «косяки» делают. При отключении разъемов от головного устройства пришлось прозванивать все провода в разъемах для выяснения возможности подключения их к новому головному устройству.

Провода штатного головного устройства

Необходимо было найти провода включения зажигания, поднятия ручника (для блокировки просмотра телевизора во время движения автомобиля), определиться с проводами подключения имеющейся видеокамеры заднего хода. Кстати питание видео камеры было не от 12Вольт, а от 6Вольт. Для ее подключения на 12Вольт, методом подбора нашли сопротивление и подключили его последовательно к цепи питания видео камеры. Имеющуюся телевизионную антенну использовали для нового головного устройства, для ее подключения пришлось только отрезать кабель от старого смесителя и подпаять штекера для подключения к новой голове. Внешний усилитель и блок обработки от головного устройства установили под передним сиденьем пассажира. Данный вариант обеспечивал оптимальный компромисс длин линейных и акустических кабелей и компактности установки. Туда же были подведены силовые кабели идущие от клейм аккумулятора. На плюсовой кабель установили предохранительную колбу на 40Ампер. При монтаже предохранительной колбы выяснилось, что в ее прозрачном корпусе установлен светодиод, очевидно для индикации работоспособности и красоты конструкции. В результате при открытии капота в темноте, бросается в глаза синее свечение колбы.

Колба предохранителя оказалась с подсветкой

Далее силовые провода после протяжки через технологические отверстия были облачены в защитную гофру, для повышения механической прочности при ударе. Прокладку линейных кабелей не удалось разнести с прокладкой силовых проводов и проводов автоматики автомобиля, но как показало прослушивание данное обстоятельство не повлияло на качество звука. Очевидно причина тому не большая длинна линейных проводов. Где была возможность, акустические провода идущие к динамикам, были отнесены от остальных проводов.

Монтаж усилителя мощности и блока головного устройства

По окончании подключения всех компонентов аудио системы, все провода были собранны в пучки при помощи стяжек и изоленты и где было необходимо проклеены вибропластом к кузову автомобиля.

 После основных монтажных работ салон автомобиля был частично собран для проведения тестовых прослушиваний аудио материала. Сначала включили усилитель в режим Lou Pass для прослушивания дребезга обшивок салона.

Тестирование подключенных компонентов

 Через 5 минут прослушивания добавили мощности до максимума, за которым начинались искажения в воспроизведении аудиоматериала. Этот максимум зафиксировали ручкой чувствительности на усилителе. И тут началось… Сначала задребезжал номерной знак закрепленный на задней пятой двери, его тут же проклеили и стало не так звонко. Далее начали раздуваться обшивки дверей от напористого баса. Было принято решение наклеить где возможно вибропласт с внутренней стороны обшивки, а по периметру поролоновое уплотнение для снижения эффекта акустического замыкания. В результате средний бас стал более ясным и исчезло часть призвуков от подпрыгивания обшивок. Теперь при прослушивании громкой электронной музыки бас стал отдавать по телу слушателя. Но предстояло еще решить проблему со сценой . Здесь была большая проблема о которой Я говорил в пред слови. Лобовое стекло находится слишком близко к слушателю, из за чего не возможно достичь глубины сцены. Было принято решение достичь хотя бы объема и ширины сцены. В решении данной проблемы вариантов не много. Высоко частотники были установлены на передних стойках лобового стекла и направлены в центр лобового стекла.

Высоко частотники играют в отражение от лобового стекла

В силу особенности комплекта динамиков, завышенный уровень высокочастотников, переключатель чувствительности пассивных фильтров был установлен в положение –3dB. При выборе места расположения тыловых высоко частотников, учтено требование к практичности системы и назначению—прослушивание мультимедиа. Отсюда вариантов опять таки не много. В результате некоторых раздумий, они были установлены в самых дальних углах потолка. Для того пришлось немного подрезать вентиляционный кожух располагающийся под обшивкой потолка.

Задние высокочастотники призванны расширить сцену 

Так как места расположения высоко частотников находились в отдалении от мидбасовых динамиков, то пассивные фильтры акустических систем были установлены непосредственно около усилителя мощности под креслом. Для уменьшения габаритов фильтров, был частично разобран их декоративный корпус.

Усилитель расположился под пассажирским передним креслом

Понравилась одна деталь в схеме фильтров, в качестве сопротивления в схеме подключения высоко частотников используется галогенная лампа. При громком прослушивании аудио материала содержащего насыщенный верх, лампы начинают светиться рассеивая тепло. Вообще в целом звук получился не очень интересным. Причина тому головное устройство Mystery 950. Компоненты данной фирмы вообще не славятся качеством звучания, они больше выделяются ценовой категорией и универсальностью применения, что и повлияло при подборе оборудования. Так же в дальнейшем, в процессе эксплуатации возникали проблемы с подвисанием головного устройства.

Головное устройство на своем месте

В итоге  звук готовой аудио системы получился со своими плюсами и минусами. Основной минус - отсутствие сабвуфера, к которому все привыкли в более продвинутых инсталляциях. Так же к минусам отнесу не четкую фокусировку сцены, сцена получилась довольно широкой, но определить расположение инструментов сложновато. Теперь о плюсах. Мидбас на мой взгляд получился великолепный, мощный хорошо шевелит кресла салона,  наполнен мягкостью, но при этом ему не хватает точности. Середина получилась так же плотная но не точная в воспроизведении мелочей. Вина тому головное устройство. При просмотре DVD дисков доставляет удовольствие от прослушивания звуковых спец эффектов фильмов.  

 
 

Back to home page     Back to sound division


Lost update this page 14.03.2016   © 2007 Dmitriy Dolskiy   Mail@   Hosting by Zenon.net