В продолжении темы производительности водяного насоса
https://ddmitry.ru/cars_tech_water_pump.htm, у меня не реализовано желание вернуть родную для Turbo II крыльчатку на водяной насос. Покинула она двигатель из-за моей прихоти, хотелось иметь на двигателе насос на обслуженном подшипнике и про это более подробно...
На двигателе стоял родной водяной насос, ему на тот момент было 30 лет и не известно сколько пробега. Накат подшипника немного суховат. Признаков утечки охлаждающей жидкости нет, но ставить такую деталь на обслуженных двигатель не хотелось. Был куплен новый насос но с другой крыльчаткой. Родная крыльчатка штампованная из листового металла с восьмью небольшими лопастями, крыльчатка нового насоса литая похоже что из чугуна, шесть лопастей но лопасти выше. Больше лопастей создают больший поток охлаждающей жидкости но и больше отнимают крутящего момента на выполнение работы. Значит необходимо вернуться к родной крыльчатке, но в продаже насосов с нужной крыльчаткой нет, нужно "колхозить". Взять новый или обслуженный насос, на него установить правильную крыльчатку, плюс желательно обслужить и подшипники нового насоса. Это необходимо, т.к. новый насос спустя десятки лет хранения это уже не новый, смазка в подшипнике даже бе эксплуатации теряет часть своих свойств. Так же, очень хотелось узнать как обеспечивается уплотнение вала насоса, неужели там стоят обычные сальники? Какой подшипник, можно ли его обслужить? Можно ли вообще разобрать насос без повреждений?
Прежде чем портить новый насос, необходимо потренироваться на чем нибудь. Для этой цели у меня накопилось аж 5 старых водяных насоса, ставить их в таком состоянии желания нет, будем разбирать...
Первый пошел в ход родной насос и сделано это было еще в 2010 году когда работа с машиной была как выяснилось в самом начале. Для начала, надо было как-то снять крыльчатку. Подрезав болгаркой часть материала крыльчатки вокруг ее оси я снял напряжение в месте прилегания и крыльчатка снялась с вала. При снятии был поврежден уплотнительный сальник и на этом тогда эксперимент был закончен дабы не домывать. Сейчас, спустя 14 лет, вернулся к оставшимся четырем насосам. Осмотрев конструкцию, пришел к выводу что надо попробовать выдавить ось из корпуса на прессе. Пресс, десять минут суеты в подборе правильной подкладки под корпус насоса, и дело пошло. С приличным усилием на прессе, ось двинулась вниз. Далее крыльчатка с осью села на корпус, увеличиваем давление, сопротивляется, еще увеличиваем... Не выдержал корпус водяного насоса, отломился с одной стороны. Подкладываю брусок по плотнее, снова давление прессом, дело пошло и ось с подшипником вышла. Таким образом понимаем что насос разборный, но разборку необходимо выполнять во первых при помощи пресса. во вторых необходимо готовить оправку под корпус, оправка должна быть прочная и максимально распределять давление по внешней части корпуса. Еще необходимо иметь прочную оправку с широким башмаком для упора в пресс, чтоб оправку не перекашивало, и основанием под диаметр оси водяного насоса, наверно хорошо подойдет клапан механизма ГРМ о большого двигателя.
А что с сальником? Классического сальника как к примеру на распредвале, здесь нет. Уплотнение обеспечивается за счет прилегания керамических колец, одно из них расположено на валу, второе висит ан подпружиненной резиновой гармошке которая на старых насосах сухая. Течь насоса может быть по двум причинам, повреждение керамического сальника и растрескивание резиновой гармошки. Что надо сделать чтоб повредить керамический сальник, я не знаю, но на одном из разобранных насосов одна часть сальника имела трещины, возможно от перепада температур.
Перейдя к подшипнику, здесь тоже нет унификации с другими деталями двигателя. Подшипник здесь в виде внешней одной обоймы и канавок на осил вала под шарики. Разобрать подшипник наверно можно, для этого на прессе необходимо выдавить крепежную часть под шкив, но нужны крепкие оправки именно под эти размеры. Попробовал снять сальник, он дубовый и крепкий. Тонкий инструмент при демонтаже деформируется, а инструмент большего размера оставляет на сальнике повреждения. И тем не менее подшипник можно смазать просверлив в его корпусе отверстие.