Собран новый сабвуфер.
При его постройке были поставлены основные задачи. Компактность — должен занимать как можно меньше места. Вес — при необходимости перевозки габаритных или грязных грузов, саб приходится каждый раз оставлять в гараже, а это значит что надо ручками выдергивать его с багажника и тащить в гараж, а он зараза тяжелый
. Плюс лишний вес для автомобиля обходится большим расходом топлива и ухудшением управляемости. Дешевизна — постоянный напряг с деньгами не позволяет тратить деньги на игрушки для себя любимого. Достаточная мощность — с годами, уставшему от суеты мужчине
, супер мощный бас уже не требуется, а нужен ровный во всем диапазоне звук, чтобы система играла приятно как можно больше жанров музыки.
В качестве головок, давно присмотрел динамики от старых русских колонок Вега АС-15. При всей компактности низкочастотного динамика, он отлично выполняет свою роль особенно в родном корпусе фазоинверторноготипа. Имея пару таких колонок в запасе, Я их использовал в течении сезона в качестве сабвуфера и они отлично выполняли свою роль, добавляя звуку глубокие, но слабые низы. Если использовать одну колонку в качестве сабвуфера, то баса получается совсем не много, зато колонку можно пристроить в любое удобное место багажника. Две колонки звучат уже гораздо интересней. Баса уже с натяжкой хватает для прослушивания большинства стилей музыки, но места эти ящики занимают довольно много.
На основе этих опытов, было решено сделать корпус под такие головки. В своих запасах, я нашел две головки, как оказалось 25-ГДН, а значит звук должен получиться достаточным. Корпус изготовил из ДСП, а точнее полок от старого шкафа опять же восьмидесятых годов. Размер корпуса подогнал под размеры ниши багажника, в которую планировалось установить сабвуфер. Внутренний объем точно не вычислял, просто прикинул внутренний размер корпуса колонки АС-15 и увеличил его на два. Почему на два, потому-что задача сделать саб на две головки играющих на один объем. Сборку корпуса выполнил саморезами, предварительно засверливая под них отверстия, это снизит распушение опилок при закручивании шурупа. Т.к. на момент сборки под рукой не оказалось жидких гвоздей, уплотнение между панелями выполнил сплэном и как оказалось не зря. Корпус получился разборным, что позволяет получить доступ к пассивному фильтру. Зачем пассивный фильтр в автомобильном сабвуфере? Спросят знающие люди. Дело в том, что в моем усилителе есть только фиксированный срез частоты для сабвуфера на 80Hz, а фронт в машине, так низко не играет и при прослушивании возникает очень ощутимая яма в звуковом диапазоне. Соответственно срез частоты усилителя Я отключил, и регулирую его пассивным фильтром. Элементы для пассивного фильтра, Я так же достал из своих запасов, одна катушка и дав конденсатора от низкочастотного фильтра колонки Радиотехника. В качестве фазоинвертора, использовал канализационные трубы. Размер, опять же прикинул соответственно размеру фазоинвертора колонки АС-15. Единственное, это с размерами имеющихся труб, Я не вписался в площадь, т. к. фан труба
была не достаточного сечения. Для компенсации сечения, Я установил три трубы, а т. к. трубы не помещались в корпус по длине, оставил их торчащими из корпуса саба
.
Заключительным этапом сборки, стала установка защитных крышек динамиков. Это условие обязательное, т. к. в багажник часто закидываются пакеты и инструменты не дружелюбного характера. К сожалению сеток от этих головок у меня не сохранилось и прошлось использовать сетки от современной автомобильной акустики. Пощупав пару наборов от разных производителей, нашел более приемлемый от акустики Boston. Эти сетки при простукивании не издавали звенящего призвука, а значит для наших целей подойдут.
Тестовое прослушивание выявило излишек фазоинверторов, один из них был сразу закрыт поролоном. Саб играет довольно высоко, думаю 150 Герц, а может и выше. Но не смотря на это, четкой локализации баса с сзади не наблюдается. Зато звук стал более ровным и явной задержки баса не наблюдается. Не плохо воспроизводится смычковые и бас гитара. А вот глубокий бас многих современных композиций теряется. Нет того резонанса который дают головки большего размера.
- Старые запасы катушек и конденсаторов в очередной раз пригодились...
- DSCN7739 (640x420).jpg (147.37 КБ) Просмотров: 83124
- Ура, маркировка на головке 25-ГДН
- DSCN7741 (640x352).jpg (136.29 КБ) Просмотров: 83124
- К сожаленью головки разные, но не принципиально...
- IMG_1418 (640x428).jpg (146.16 КБ) Просмотров: 83124
- Особенность данных головок, большой магнит
- IMG_1416 (640x418).jpg (167.64 КБ) Просмотров: 83124
- Процесс изготовления корпуса
- IMG_1414 (621x640).jpg (190.02 КБ) Просмотров: 83124
- Уплотнение между панелями выполнено сплэном
- DSCN7745 (640x480).jpg (142.17 КБ) Просмотров: 83124
- Расположение пассивного фильтра внутри корпуса.
- DSCN7746 (640x397).jpg (143.87 КБ) Просмотров: 83124
- Конечный результат, сабвуфер занял место сразу за спинкой заднего кресла.
- IMG_1471 (640x427).jpg (121.38 КБ) Просмотров: 83124